? ?
Юрий Шимановский [entries|archive|friends|userinfo]
Юрий Шимановский

LiveJournal Counter

[ website | Вебсайт с человеческим лицом. ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Про русских эмигрантов. Экспертная классификация. [сент. 29, 2010|02:55 am]
Юрий Шимановский
[Tags|]

Мое (и не только мое) экспертное мнение про "советскую ментальность" русских эмигрантов можно найти в "Русском Киеве", здесь:
http://www.russian.kiev.ua/material.php?id=11605070
При этом вопрос, мне кажется, столь важен, что свой ответ я продублирую еще и здесь.


Всех соотечественников за рубежом я бы поделил на две группы, которые нисколько не коррелируют и даже настроены враждебно друг к другу.

Группа "А".
Первую группу назовем "А". В нее входят люди, уехавшие из СССР после 1917 и вплоть до перестройки. Уезжали они из за того, что были несовместимы с государственной политикой, идеологией. Они не любили коммунизм. Они просто не могли жить с ним в одной стране. Находясь за границей они всегда оставались настроенными против коммунизма. Но! У них никогда не было русофобии. Падение советского режима в 1991 они приняли "на ура" и стали горячими поклонниками новой России. Эти люди не могут быть носителями "советской ментальности", поскольку они от природы "антисоветские элементы", зачастую в нескольких поколениях. Как раз, поэтому они и оказались за границей.
Сюда, в эту же группу нужно отнести людей, уехавших во второй половине 90-х и позже, вплоть до нашего времени. Это люди в основном молодые, образованные, целеустремленные и напористые. Коммунизмом и демократией они не интересуются. Они едут за границу покорять мир и "разводить его на бабки". Очень многие не знают или не помнят СССР. Советской ментальности у них тоже нет, потому что они - представители буржуазной России. Они не торопятся избавляться от своего гражданства и рассматривают заграницу как средство заработка, а отпуска предпочитают проводить дома в России. Они не испытывают проблем с поиском работы. Даже наоборот, часто являются работодателями. Представители группы "А" - это мощное пророссийское лобби во всем мире. Если хотите плацдарм, троянский конь для продвижения российских интересов. (Хочу пояснить, что под термином "Россия" и "русские" я понимаю все республики бывшего СССР и их жителей. Так проще, понятнее и вообще принято за границей).

Группа "Б"
Группа "Б" тоже весьма многочисленна. Это люди, уехавшие из России в конце 80-х и первой половине 90-х. Уезжали в основном потому, что их власти пришел конец. То есть, когда Россия стала антисоветской, они этого не вынесли. Сюда же относятся и те граждане, которые, хоть и не были во власти, но волею судеб оказались за границей как раз в это время. Группа "Б" настроена крайне русофобски и обладает ярко выраженной "советской ментальностью", о которой тут и идет речь. Они всегда поддерживают власть. В какой бы стране они не оказались, какая партия бы у власти не была, они всегда единогласно "за". Советская привычка не думать своей головой сыграла с ними роковую роль. Они никогда не видели многопартийности и свободы убеждений. Быть "инакомыслящими", "оппозиционерами" они не могут, потому что и помыслить такого неспособны. Как правило они работают на низкооплачиваемых должностях или ищут работу годами и всегда верят государственному телевидению. Для солидности они часто употребляют иностранные слова при разговоре, полагая что это их украшает, делает непохожими на русских. Отличительная свойство представителей этой группы - их никто не любит. Они постоянно нарушают неписанный закон: хочешь, чтобы тебя уважали - никогда не говори плохо о своей семье и своей стране. Напротив, они всегда рады поделиться своими мыслями о том, что России все плохо и она скоро развалится. В результате, их не любят в России, их не любят коренные жители. Они, как раз и являются яркими носителями "советской ментальности". Это заложено в самом происхождения группы "Б". Представители группы "А" их тоже не любят.

Ну, а теперь можно ответить на вопросы.

1. Считаете ли Вы, что есть основания утверждать о наличии феномена советской или постсоветской ментальности у бывших граждан СССР, живущих в разных странах? Как Вы относитесь к утверждению, что советская ментальность выходцев из СССР не позволяет им адекватно воспринимать актуальные вызовы современности?

Все правильно, но только в отношении граждан группы "Б". Подробности я уже обрисовал выше.

2. Согласны ли Вы с мнением о том, что выходцы из СССР в большинстве своем являются носителями имперского мышления и склонны к конфликтности, отрицанию компромиссов, ставке на применение силы, поощрению жестокости? Считаете ли Вы, что бывшие граждане СССР склонны, рассуждая о политике, преувеличивать значение территориальных проблем?

Вот это более свойствено группе "А". Только это не "советская" а "имперская" ментальность представителей супердержавы. Причем ничего плохого в этом я не вижу. В конце концов, это свойственно и американцам в той же степени. Не зря же существует поговорка "Наглость - второе счастье". Переувеличивать значение территориальных проблем тоже нельзя. Если так подумать, то вся политика существует ради этих проблем.

3. В чем, по Вашему мнению, более всего проявляются особенности социально-политического мышления у бывших граждан Советского Союза?
Какие изменения претерпевает этот феномен с течением времени?


В наших краях русских очень мало. По моим наблюдениям в Америке, группа "А" совсем не отличается от американцев. Но надо сказать, русских на Юге очень мало. А с представителями группы "Б" я предпочитаю ходить по разным улицам.
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: kirill_lunjov
2010-09-29 08:49 am
Вообще-то никогда не понимал психологию русофобов, если честно.
При всем при том, считая, что критика - конструктивная с вариантом изменения ситуации больше подобает истинному патриоту, так как он хочет улучшить жизнь в стране.
Скажем, ИМХО - для Калининградской области сегодня отставка Бооса - неблагоприятный момент - как-то писал, и так далее...
Для многих же - или огульное "одобрям" или наоборот "осуждам" - по сути одинаковое эмоцональное мышление, только с разным знаком - но сходное по сути.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: brigademan
2010-09-29 12:52 pm
Никогда не встречал вторую группу.
А куда делись те, кто тупо по материальным соображениям после крушения Союза?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: pan_szymanowski
2010-09-29 01:09 pm
Вторая группа в основном в Торонто сидит. Кто по материальным - это первая группа.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bujik
2010-09-29 07:36 pm
Что то какое то искаженное у тебя представление о иммиграции. Никогда не встречал ни одного из представителей ни одной из описанных групп. Не уверен что они существуют в реальности. При этом круг общения у меня весьма широкий. Кстати весь этот круг я бы легко обьединил в одну группу.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: bujik
2010-09-29 11:15 pm

К вопросу о власти

Юра, В постинге много противоречий, хочу остановиться на самом важном.

Падение советского режима в 1991 они приняли "на ура" и стали горячими поклонниками новой России.

Юра, советская власть никуда не делась, она и поныне там. Нет никакой "новой России" - там все по старому. Сменились только вывески. У власти - комсомольские и партийвые работники, офицеры КГБ (передовой отряд КПСС).

Сказанное не означает, что России нужна какая-то другая власть. Она скорее всего будет еще хуже. Тут ты прав со своей "борьбой против демократии". Не будет от нее толку там. (Нужен барин или царь?) Само собой, что сказанное относится и ко всем другим соц. странам. Вот это и была и есть причина эмиграции.

Я поднимаю тему потому, что (как мне кажется) ты ошибаешся в этом вопросе. К какой же тогда категории относить эмигрантов, уезжающих сегодня лавинным потоком?
(Ответить) (Thread)