В середине 60-х троллейбусы в Севастополе всегда были желто-синими. Причем подсветка окошечка с номером маршрута тоже делалась разными цветами. Например, седьмой номер был зеленым, а первый - красным. Поэтому, в вечернее время можно было издалека судить, что за номер приближается к остановке. Обилечивание пассажиров производилось следующим образом. В салоне находились две тумбочки. В щель сверху надлежало бросить четыре копейки (или купленный у водителя таллон) а потом открутить себе билетик. Ничего не мешало открутить его бесплатно, но почему-то никто так не поступал. Верхняя часть тумбочки была застеклена. Было прикольно стоять рядом и смотреть на танцующую кучу денег. В 70-х годах появились компостеры, а 90-х кондукторы.
Старенькие желто-синие машины исчезли примерно в семидесятом году. Им на смену пришли чехословацкие "Шкоды", с ног до головы красного цвета. Но почему-то в Севастополе они не прижились и вскоре были вытеснены отечественной "трехдверной" моделью. Любопытно, что в соседних Симферополе и Ялте "Шкоды" навсегда стали главной движущей силой.
Наверное, человеку непривичному, троллейбус кажется нелепой смешной таратайкой с рожками, которую в плане скорости и маневренности запросто обставляют и машины даже автобусы. Но не все так просто. Вспомните, как автобус лезет в горку. Ревет, пыжится и еле-еле тащится. А троллейбус на ту же горку несется легко и непринужденно. Это происходит от того, что автобусный (и вообще автомобильный) двигатель имеет какую-то определенную мощность. Мощность же троллейбусного двигателя всегда равна мощности соседней электростанции. В сущности, она бесконечна. Поэтому троллейбус в любую горку и с любым грузом едет не сбавляя скорости. Хотя на практике часто слышится "бабах" из кабины водителя, и машина резко останавливается. Это выбивает предохранитель. Нефиг сеть перегружать. А что вы хотите?
Мощность станции не беспредельна. Помню забавно было по утрам наблюдать переезд троллейбусов через Стрелецкую балку.
На подъем всегда шел один единственный троллейбус. Если следом за ним двигался второй, то он всегда останавливался внизу и ждал, пока первый заберется на горку. Если бы в горку ехали два троллейбуса одновременно, то напряжение в сети упало бы так, что никто никуда уже не поехал бы. Причем застряли бы и другие не причастные троллейбусы в пределах километра.
За подотчетный период (середина 60-х - середина 90-х) эволюция троллейбусных маршрутов происходила следующим образом.
3,5,6,7,8,10 - никогда не менялись. Если что - поправьте меня.
1,9 - менялись незначительно в плане направления объезда по городскому кольцу.
12 - менялся незначительно, удлинняя маршрут по мере застройки "Остряков".
4 - загадочный абориген старого города, который катался с "Горпухи" на "Ластовую". Судьба его после 72-го года мне не известна.
2 - был ликвидирован в 70-е, не знаю появился ли вновь. Одно помню, его маршрут как-то коррелировал с 5 и 8.
11,13 в 70-80 кратковременно были замечены в районе пляжа "Омега", но быстро пропали
14 вошел в строй в 1985 году и стал поистине революционным, ибо связал два отдаленных от центра района напрямую. А районы те географически совсем рядом. По существующим до того канонам, все маршруты ходили в центр. И приходилось добираться черте как, с пересадкой.
В 90-е моя связь с городом начала ослабевать, а в последние дни 1999-го года я вообще покинул пределы Европы. Поэтому обсудить номера с 15 и выше я уже не могу. Это сделает за меня молодое поколение.
Сейчас в Америке я люблю расскзывать, что на Родине никто не пользуется машинами. И не любит. А зачем? Ведь у нас есть эти "маленькие электрические автобусы". Американцы с восхищением закатывают глаза и вздыхают: "Господи, до чего дошла цивилизация."